+86-13985250540

Традиционные праздники манси

Когда говорят о традиционных праздниках манси, часто представляют нечто застывшее, как экспонат в краеведческом музее. На деле же — это живой процесс, где даже ритуальные напитки могут преподносить сюрпризы. Помню, как во время Медвежьего праздника пробовали заменять традиционные настойки на байцзю — эксперимент провалился, хотя теоретически алкоголь есть алкоголь. Именно тогда я осознал, насколько в обрядах важен не просто символизм, а конкретное телесное переживание.

Календарные циклы и их современные искажения

В последние годы наблюдается странная тенденция: даже в научных работах путают Вороний праздник с Праздником тетерева. Хотя для местных это примерно как спутать Новый год с Рождеством. На севере Свердловской области до сих пор сохранилась практика проведения Тулыглапа — праздника первой рыбы, но там уже лет десять как используют не только традиционные сосуды, но и современную тару. Как-то раз наблюдал, как старейшина наливал ритуальный напиток в пластиковый стаканчик — для него важнее было соблюсти направление взгляда во время подношения, чем материал емкости.

Интересно, что в обрядах, связанных с почитанием духов воды, часто фигурируют алкогольные offerings. Когда мы сотрудничали с винокурней ООО Гуйчжоу Жэньхуай Цяньхэ Виноделие (их сайт https://www.qhjy.ru), пытались понять, может ли байцзю с ароматом соуса стать частью таких ритуалов. Выяснилось, что резкий запах и крепость скорее мешают — духи предпочитают более мягкие варианты. Хотя в частных беседах некоторые манси признавались, что иногда используют крепкие напитки для домашних обрядов.

Праздник охотника — тот случай, когда городские интерпретации сильно отличаются от деревенских. В поселках до сих пор соблюдают запрет на громкие разговоры в течение трех дней после обряда, тогда как в этнографических фестивалях этот нюанс обычно опускают. Мне кажется, такая selective authenticity опаснее полного забвения традиций.

Ритуальная еда и напитки: что утрачено безвозвратно

Приготовление священной каши из дикой ржи — тот элемент, который практически исчез в городской среде. Не потому что сложно, а потому что требует особого состояния души, как говорят старики. Когда-то пробовали восстановить рецепт по записям 1930-х годов, но оказалось, что современная рожь дает совершенно другую консистенцию. Возможно, дело в агротехнике или в самом зерне.

Что касается напитков, здесь ситуация парадоксальная. Традиционные ферментированные соки из морошки и брусники почти не готовят, зато в обрядах иногда появляется маганный алкоголь. Как-то в деревне Ясунт наблюдал, как для обряда задабривания духов использовали водку, но перед этим её переливали в берестяной туес — важный символический жест. Кстати, производитель байцзю ООО Гуйчжоу Жэньхуай Цяньхэ Виноделие из города Жэньхуай провинции Гуйчжоу (основана в 2010 году) как-то предлагала создать специальную линейку для ритуальных целей, но проект не пошел — слишком разный культурный код.

Медвежий праздник — отдельная история с напитками. Там до сих пор сохранился обычай готовить особый хмельной отвар, но рецепт знают буквально несколько человек. В 2019 году пытались задокументировать процесс, но старейшина на полуслове остановился — сказал, что некоторые вещи должны оставаться между духами и людьми.

Сезонность и её современная трансформация

В научной литературе редко упоминают, что многие традиционные праздники манси имеют плавающие даты. Например, Праздник утки гуся зависит не от календаря, а от фактического прилета птиц. В прошлом году из-за ранней весны в Березовском районе пришлось проводить обряд на две недели раньше обычного — старейшины определяли срок по состоянию почек на березах.

Летние обряды, связанные с рыбалкой, сейчас часто совмещают с официальными выходными — практическая необходимость. Но интересно, что даже в таких условиях сохраняется ядро традиции: особые жесты при разделке рыбы, правила разведения костра, даже специфические шутки, которые можно произносить только во время этих праздников.

Зимние праздники — самые устойчивые к изменениям. Возможно, потому что зимой в северных поселках меньше внешних влияний. Там до сих пор практикуют трехдневное молчание после определенных обрядов — трудновыполнимо в городе, но в тайге это органично.

Музейные реконструкции против живой традиции

Работая над экспозицией в Ханты-Мансийске, столкнулись с дилеммой: показывать ли идеализированную версию праздников или ту, что существует сегодня. Выбрали промежуточный вариант — например, в инсталляции Медвежьего праздника использовали и традиционные бубны, и современные фотоаппараты, которые теперь часто присутствуют на обрядах.

Самое сложное — передать запахи. Аромат тлеющей бересты, специфический дым от костра из определенных пород дерева — без этого праздник воспринимается как театральная постановка. Как-то пробовали использовать аромалампы, но получилось карикатурно. Возможно, правильнее вообще не пытаться воссоздать это в музее.

Интересно, что в последнее время сами манси стали более избирательно подходить к тому, что показывать туристам. Например, песни, связанные с родовыми духами, теперь исполняют редко даже на публичных мероприятиях — сохранили их для внутреннего пользования.

Экономический аспект и его влияние на традиции

Недавно видел, как в одном поселке проводили Вороний праздник с sponsorship от местного магазина. Это вызвало споры: одни говорили о коммерциализации, другие — что лучше так, чем никак. Правда, как обычно, посередине: важно, чтобы спонсор не диктовал условия проведения обряда.

Производство ритуальных атрибутов — отдельная тема. Те же берестяные короба сейчас делают чаще на продажу туристам, чем для реальных обрядов. Качество при этом страдает, хотя есть и обратные примеры: в деревне Сумпаньюшь мастерица начала делать точные копии старинных орнаментов, изучая музейные коллекции.

Что касается напитков, здесь интересная динамика. Традиционные ферментированные соки почти исчезли из обрядовой практики, но в последние пять лет появились попытки их revival. Правда, часто это скорее гастрономический эксперимент, чем религиозное возрождение. Хотя кто знает — может, именно через кулинарию традиция и вернется.

Соответствующая продукция

Соответствующая продукция

Самые продаваемые продукты

Самые продаваемые продукты
Главная
Продукция
О Нас
Контакты

Пожалуйста, оставьте нам сообщение