
2025-09-28
Определение светлого ароматного байцзю в новом национальном стандарте гласит: это спиртной напиток, произведенный из зерновых культур, с использованием больших брикетов закваски (дацюй), малых брикетов закваски (сяоцюй), закваски на отрубях (фуцюй) и чистых культур дрожжей (цзюму) в качестве сахарифицирующих и бродильных агентов, путем твердофазного брожения в сосудах (таких как чаны, резервуары), твердофазной дистилляции, выдержки (ченнян) и купажирования (гоутяо), без прямого или косвенного добавления пищевого спирта, а также веществ, придающих цвет, аромат и вкус, не образовавшихся в процессе собственного брожения.В целях адаптации к изменениям вкусовых предпочтений потребителей и в соответствии с тенденциями эволюции стиля продукции светлого ароматного байцзю, из определения была исключена характеристика «обладает комплексным ароматом с доминирующей нотой этилацетата», чтобы более эффективно направлять разработку новой продукции.
Корреспондент отмечает, что новый стандарт включает 4 пункта сенсорных показателей: цвет и внешний вид, аромат, вкус и стиль, с четкими требованиями к продуктам высшей, первой и второй категорий качества. Среди них требования к цвету и внешнему виду: «бесцветный или слегка желтый, прозрачный, без взвешенных частиц, осадка и примесей». Требования к аромату для продукции высшей категории: «чистый светлый аромат, обладает изысканным, комфортным, гармоничным естественным комплексным ароматом, образованным выдержанными, зерновыми, заквасочными, фруктовыми, цветочными и другими нотами, с долгим послевкусием в пустой чашке». Требования к вкусу для продукции высшей категории: «насыщенный и мягкий, полный и тонкий, сбалансированный и чистый, с долгим и мягким послевкусием». Кроме того, продукты высшей, первой и второй категорий должны обладать уникальным, типичным или явно выраженным стилем соответственно.
Мэн Чжэнь пояснил, что байцзю является традиционным продуктом питания предпочтительного потребления, и формулировка сенсорных требований должна одновременно отражать профессиональный подход и доступность для понимания, чтобы облегчить профессиональную оценку и ориентирование потребителей.С этой целью новый национальный стандарт, основываясь на всестороннем изучении формулировок, используемых в профессиональной дегустационной оценке различных продуктов светлого ароматного байцзю, обобщает общие и особенные сенсорные характеристики, полноценно отражая особенности продукции светлого ароматного байцзю.Это способствует проведению проверок органами контроля качества и правильному ориентированию потребителей в оценке и восприятии особого вкуса светлого ароматного байцзю.
Физико-химические показатели нового стандарта включают 6 пунктов: крепость, сухой остаток, общую кислотность, общее содержание эфиров, этилацетат, сумму общей кислотности + этилацетата + этиллактата, с четкими требованиями к продуктам высшей, первой и второй категорий. Среди них крепость ограничена диапазоном 21%—69% об.; сухой остаток ≤ 0,5 г/л; общая кислотность для продукции высшей категории ≥ 0,5 г/л, первой категории ≥ 0,4 г/л, второй категории ≥ 0,3 г/л; общее содержание эфиров для продукции высшей категории ≥ 1,1 г/л, первой категории ≥ 0,8 г/л, второй категории ≥ 0,5 г/л.
Мэн Чжэнь отметил, что в естественных условиях при хранении байцзю происходят физические и химические изменения, представляющие собой процесс динамического равновесия. В частности, после определенного периода хранения слабого светлого ароматного байцзю кислоты и эфиры взаимно преобразуются: общее содержание эфиров снижается, а общая кислотность возрастает. Поэтому для объективного и научного отражения кислотно-эфирного баланса в данном стандарте общее содержание кислот и эфиров в светлом ароматном байцзю после хранения в течение одного года рассчитывается совокупно. Данная редакция отменяет классификацию продукции по крепости, больше не разделяя на крепкое и слабое байцзю, что решает проблему размытости границ между крепким и слабым байцзю в исходном стандарте.
Мэн Чжэнь отметил, что новый стандарт добавляет требование к маркировке предварительно упакованной продукции типом «байцзю твердофазного метода производства», что способствует правильному пониманию потребителями информации о продукте. До даты вступления в силу нового стандарта производители могут по-прежнему руководствоваться старым стандартом, в переходный период следует рационально планировать использование упаковочных материалов для обеспечения плавного перехода на новую и старую маркировку продукции. После официального введения нового стандарта в действие продукция, соответствующая ему, должна иметь маркировку «байцзю твердофазного метода производства» на этикетке.
Потребительский спрос демонстрирует тенденцию к поляризации
Ли Хун, заместитель директора Департамента виноделия и традиционного брожения Китайского научно-исследовательского института пищевой промышленности и брожения, старший инженер профессорского уровня, в интервью корреспонденту «Китайского потребительского вестника» сообщила, что концепция светлого ароматного байцзю была предложена на основе шаньсийского Фэнцзю, поэтому изначально светлый аромат также называли фэн-тип (фэнский тип). На основе исследований и понимания светлого ароматного байцзю, представленного шаньсийским Фэнцзю, было обнаружено, что байцзю, произведенное в основном в Сычуани и Юньнани с использованием малых брикетов закваски (сяоцюй), а также байцзю на закваске из отрубей (фуцюй), разработанное для снижения расхода зерна, имеют вкусовой профиль и основной ароматический компонент, сходные с шаньсийским Фэнцзю. Чтобы различать их, появились обозначения: светлый аромат на больших брикетах закваски (дацюй цинсян), светлый аромат на малых брикетах закваски (сяоцюй цинсян) и светлый аромат на закваске из отрубей (фуцюй цинсян).
В настоящее время среди светлого ароматного байцзю на дацюй есть такие представительные бренды, как Фэнцзю, Синхуацунь, Баофэн, Хуанхэлоу; Цинкэцзю (ячменное вино) также относится к светлому ароматному байцзю на дацюй. Среди светлого ароматного байцзю на сяоцюй есть представительные бренды, такие как Цзянсяобай, Цзянцзинь, Юйлиньцюань. Среди светлого ароматного байцзю на фуцюй есть представительные бренды, такие как Хунсин Эрготоу, Люйцюйсян, Линта.
В 1950-х - 1980-х годах светлое ароматное байцзю, благодаря преимуществам высокой выхода спирта, короткого цикла и большого объема производства, занимало более 70% рынка байцзю. С 1990-х годов до начала 21-го века, после перехода Китая к рыночной экономике и либерализации права установления цен на известные сорта байцзю, крепкое ароматное байцзю (нунсянсин) постепенно превзошло светлое ароматное и стало мейнстримом рынка. В последние годы соевое ароматное байцзю (цзянсянсин) из-за дефицита предложения качественной продукции быстро росло в цене, и его рыночная доля стала второй после крепкого ароматного.
Ли Хун отметила, что светлое ароматное байцзю обычно производится путем изолированного брожения без контакта с землей в глиняных сосудах или цементных чанах, поэтому тело напитка чистое, но аромат не такой насыщенный, как у крепкого ароматного или соевого ароматного байцзю. Независимо от типа светлого ароматного байцзю, потребители отдают предпочтение продуктам с изысканным ароматом, мягким и сладковатым вкусом, сбалансированным телом, а продукты с посторонними привкусами, выраженной горечью и вызывающие головную боль после употребления непопулярны.
Лю Чжэньго отметил, что в настоящее годовой объем рынка светлого ароматного байцзю составляет около 750 миллиардов юаней. По объему продаж различных ароматических типов байцзю в первом квартале этого года доли крепкого ароматного, соевого ароматного и светлого ароматного составили 46%, 32% и 17% соответственно, на другие ароматические типы пришлось 5%. Потребительский спрос на светлое ароматное байцзю демонстрирует тенденцию к поляризации: большей популярностью пользуются продукты стоимостью выше 800 юаней и ниже 300 юаней за бутылку 500 мл.